Рабы и их хозяева в контексте неизбежных реформ

Рабы были деклассированными элементами с точки зрения того общества, и считалось, что у раба нет права на точку зрения. Какие-то права у него, впрочем, были.

Но что следует помнить в связи с этим: по происхождению раб был в эпоху развитого социализма рабовладения — избежавший смерти военнопленный. Граждане греческих полисов и Греции в целом были свободными. В недавнем прошлом военнопленные также содержались отдельно от граждан государства, в которое были интернированы, занимались принудительным трудом и единственное, что отличало их от рабов было то, что всё-таки статус военнопленного предполагал, что рано или поздно вопрос решится и военнопленный воссоединится с остальными гражданами своего государства.

В Афинах рабы пользовались довольно большими свободами по сравнению с другими полисами, и в принципе могли выкупить себя из рабства. Как и сейчас, были непрестижные профессии или профессии с тяжёлыми условиями труда, и как правило рабы этими профессиями и занимались. Просто сейчас, теоретически, человек может вдруг решиться на серьёзные изменения в своей жизни, и вырваться из своего окружения, из нужды, которая отнюдь не стала такой уж редкостью в общемировом масштабе, и перестать быть «рабом обстоятельств» — но в реальности этого добиваются единицы.

В Афинах рабы получали деньги за свою работу. И наконец, были рабы частные и общественные. Общественные рабы были на гораздо лучшем положении, чем частные. Сравните, вот сейчас люди после 45 лет, устраивающиеся по таким профилям как нянечка, охранник, преподаватель у какого-нибудь отпрыска олигарха — сильно ли они отличаются от раба? Да, физически людей не наказывают. Но морально они подвергаются унижениям и постоянно ощущают дурной характер и придурь хозяев. Захотят — оштрафуют или, не заплатив, выгонят, без объяснения причин.

Разумеется, большинство людей не работают, как рабы, всю жизнь у одного хозяина, они могут поменять город, иногда даже страну. Благодарить надо технический прогресс: благодаря ему, всё же, самые тяжелые работы берут на себя машины, да и в быту бессловесных электро-механических помощников стало больше. Иными словами, причины того, что рабство постепенно уступает место более гуманным способам обращения с людьми я усматриваю в развитии в первую очередь производственных отношений и ускорении технического прогресса, и удешевлении рутинных операций, в которых люди неэффективны.

Изменения в общественном сознании происходят гораздо более постепенно и с кучей косяков и человеческих жертв, которых можно было бы избежать, не будь привычки, обычаи и традиции столь консервативны. Но тот же самый консерватизм является сдерживающим фактором, страхующим от «перегибов на местах», свойственных слишком торопливому и непродуманному реформированию, осуществляемому, как правило, малой группой совершеннейших мизантропов.

Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.