Alex Yu. Pyt'yev (pytyev) wrote,
Alex Yu. Pyt'yev
pytyev

Феномен Поднебесной. Идеология и религия

Феномен Поднебесной. Идеология и религия

Попытавшись описать тему, столкнулся с таким огромным количеством
ответвлений, примеров и выводов, что первое время это парализовало мои
писательские способности. Немного переварив и упросив, пропустив
множество подробностей и фактов, родил следующий текст. Боюсь даже, что
упростил слишком и мои выводы не будут понятны. Может в комментариях
затем расширю. Совсем мало уделил внимание религиям. Может быть позже.

[Spoiler (click to open)]

Итак:


***

Вторым фактором, которым можно было бы объяснить феномен
государственности Китая, является идеология. Государство Китая -
единственное государство, имеющее идеологию – т.е. систему ценностей,
целей и путей их достижения. И эта идеология просуществовала более 2000
лет. Попытки создавать идеологию были и у государств Запада – Вольтеры
разные, Ленины. Но из этого в целом пока ничего не получилось. Страны
западной цивилизации остаются индивидуалистическими и хаотическими.
Можно сказать, что ни у одной страны не было государственной системы
ценностей, кроме Китая.


Если идеологию Китая в целом можно определить как «всем должно быть
хорошо, но не очень хорошо», то идеологию Запада – «всем должно быть
хорошо». Но так как люди разные, кто-то умнее, хитрее, сильнее, то
хорошо всем не получается. В результате хорошо только небольшому
количеству граждан за счет остальных, которые не могут урвать свой кусок
общего пирога, и живут лишь за счет того, что упадет со стола.
Идеологией это назвать нельзя – это лишь право сильного, поэтому я и
утверждаю, что Запад идеологии не имеет. Его философия – пока лишь удел
самих философов.


Дело в том, что примат цивилизации Запада – это частная
собственность. Так повелось со времен античности, Древней Греции.
Система демократии, возникшая тогда, служила именно защите частной
собственности – священного права частной собственности. Богом стала
именно жадность. Бог Запада – деньги. И сейчас демократия – это система
ее защиты. По факту – у кого больше этой самой собственности, у того и
больше прав, и у того эта собственность более защищена.


Цивилизации Востока пошли иным путем. Примат цивилизации Востока –
государство. Фактически все государства Востока пошли этим путем –
Индия, Китай, Шумеры, Вавилон, Персия, Средняя Азия. Единственным
собственником всего становилось государство во главе с деспотом,
сатрапом, императором, а частная собственность всегда была размыта,
неустойчива и временна. Там не было богатых людей, не связанных с
государством – правителей и их семей и чиновников. И как только человек
терял власть, он терял все. Если ты разбогател не во власти, то рано или
поздно у тебя все отберут. Способов было много – от откупа до прямой
экспроприации. Если разбогател во власти – тем более отберут. При этом,
скорее всего, и убьют. Государство считало частную собственность своим
врагом и причиной ослабления государства.


**

Собственно разница между Востоком и Западом - это эмоциональность и
рациональность. Рациональность Востока и эмоциональность Запада.
Ущемление свободы личности ради блага всего общества на Востоке и
ущемление свободы общества ради отдельной личности. Личная свобода и
личная инициатива Запада и муравейник Востока.


Поэтому так отличны религии Востока и Запада. Монотеизм Запада -
фанатизм, безоговорочная вера, экстремизм, религиозные войны, расколы,
инквизиции, жесткая экспансия. Бог един – как проекция основного
императива западной формы мышления – Я это всё. Христианство и ислам –
это религии эмоций. Тут важна вера, критика не приветствуется.


И «безбожные», весьма мирные, религии Востока, в которых понятие Бог
практически отсутствует. Есть некий безличный Абсолют, но он совершенно
не вмешивается в дела людей. Это как среда обитания, не более. Счастье и
цель человека в понимании сути вещей и осознании себя. Бога нет и
задача людей самим обустроить свой мир. Сам человек ничто – главное это
семья, род, клан, и государство как большая семья (основополагающий
принцип конфуцианства). Отсюда легкость, с которой приносятся в жертву
отдельные люди ради стабильности государства (описанный Нест случай на
Даманском, например). Буддизм, даосизм – религии интеллекта. Не надо
верить, надо исследовать, понимать и проверять.


Люди Запада выглядят рациональными, и устоявшийся трафарет именно
такой. Но это по большей части ширма. Люди западной цивилизации имеют
непомерное эго, и это не дает им быть рациональными. Их действия
диктуются личной выгодой, жадностью, стремлением к комфорту и
стабильности. И эти действия, хоть и имеют вид рациональности в методах
просчитывания и достижения личной выгоды, будь то в бизнесе или личных
отношениях, тем не менее, они именно эмоциональны – они никогда не
могут остановиться и насытиться. Безудержное накопление, потребление,
роскошь, эмоциональное наслаждение. Вместе с тем именно благодаря этому
произошел революционный технологический прорыв, реально улучшились
условия жизни, появились новые возможности. Правда, этим же поставлена
под угрозу жизнь на планете, ухудшается экология, здоровье, что
заставляет задуматься о цене таких достижений. И подтверждает тезис об
эмоциональности западной цивилизации – вначале делаем, потом думаем. И
никогда не можем насытиться.


Люди Востока более рациональны и более коллективны. Они легко
встраиваются в жесткую иерархию благодаря преданности роду. В противовес
западному типу коллективность лишает их личной инициативы, стремления
изобретать и исследовать, но повышает исполнительность и трудолюбие. Они
представляю собой силу не каждый в отдельности, а общностью. Поэтому,
наверное, китайцы и другие восточные страны так хорошо копируют и так
мало изобретают.


Вообще, люди эгоистичны и жадны везде. Только на Западе это возведено
в ранг главной идеи, это господствующее мировоззрение, которое стало
практически идеологией общества, хоть и не декларируемой, но впитываемой
с рождения, тогда как на Востоке оно сдерживается системой морали,
этики, чести, возведенной в ранг государственной идеологии. Или
сдерживалось.


На сегодня говоря о Востоке, следует понимать именно Китай. Все остальные – в той или иной мере уже прозападны.


Только у Китая была идеология устройства и управления государством,
доказавшая свою действенность на протяжении двух тысячелетий. Восток,
где господствует ислам – религия западного склада ума, уже не совсем то.
Хоть государственное устройство этих стран все равно строится по типу
«деспотий», где государство - главная сила, идеология ислама в области
государственного строительства и общественных отношений слишком
радикальна из-за преобладания эмоциональной сферы. Страны ислама – это
нечто среднее между Востоком и Западом, причем взявшее не самое лучшее и
там и там. Россия – тоже нечто среднее, но об этом чуть позже.


**

Читая историю Китая, невольно восхищаешься идеями, заложенными в его
устройство, и людьми, сумевшими сформулировать эти принципы, и воплотить
их в жизнь.


Идеология конфуцианства хоть и рисует моральные, этические ориентиры,
признает, что в целом население следовать им не будет. Этому будут
стараться следовать лишь некоторые, и то в разной степени. Люди
эгоистичны, жадны и слабы. Благодетели надо стимулировать, пороки
исправлять и наказывать, но они были, есть и будут и их надо
использовать и учитывать при планировании и управлении. Кризисы –
рассматриваются как закономерные этапы развития. Даже распады империи –
не трагедия, а лишь этап. Китайская империя не раз распадалась, но
всегда соединялась снова.


Все это возможно поддерживать в контролируемом состоянии при наличии
одного идеологического центра. Крупный частный собственник в этом деле –
враг. Никто не должен становиться достаточно богатым, чтобы
конкурировать с государством.


Если все несколько упростить, то картина на протяжении истории Китая складывалась следующая.


На каком-то этапе в стране все начинает идти наперекосяк. Налоги
падают, растет коррупция, народ нищает, некоторое количество самых ушлых
богатеет, скупает землю, прихватывает промыслы. Возникает недовольство,
восстания, заговоры, активизируются внешние враги. В какой-то момент
правящая династия свергается. На смену ей приходит новая. Право народа
на смену власти – один из принципов конфуцианства. Как только правитель
теряет свои благодетели, он должен быть смещен. Образовалось даже такое
понятие – «мандат Неба». Небо дает право императору и его потомкам
править до тех пор, пока они пекутся о благосостоянии народа. Как только
это прекращается – любой может претендовать на мандат.

История Китая – история смены династий. Причем пару раз основателями
династий становились простые крестьяне, которые в силу своих личных
качеств смогли возглавить народное движение и «получить мандат».


Основатель новой династии производит реформы по принципам
конфуцианства. Земля перераспределяется, у прежних крупных владельцев
изымается, и все это раздается крестьянам. Все строго по спискам, в
зависимости от количества членов семьи. Определяется налог с земли – в
целом весьма не обременительный. В самых тяжелых случаях это была
десятина, а так доходило и до одной тридцатой. Все стратегические
промыслы, в первую очередь ископаемые (руда, соль например) переходят
государству. Крупные частные собственники откупаются от новой власти –
причем так, что крупными перестают быть. Часть земли тоже остается у
государства – его возделывают крестьяне на вполне приемлемых условиях,
заключенные или военнопленные (рабы). Все родственные и наследственные
связи, привязанные к прежней династии, в чиновничьем аппарате
разрушаются. Наступает период экономического роста.


За пару столетий новые чиновники и родственники, когда раньше, когда
позже, используя свое положение, начинают богатеть, земли начинают
концентрироваться у ограниченного количества людей, появляются новые
виды ремесел и промыслов, которые тоже начинают концентрироваться.
Жадность начинает процветать, одни богатеют, другие беднеют, система
управления государством начинает давать сбои из-за коррупции и
обрастания жиром чиновников. Они все больше занимаются делами своего
бизнеса, а не государства, начинают принимать решения больше отвечающие
интересам их и их родственников, а не страны. Дальше наступает момент,
когда все описанное выше начинается по новой – новая династия, новая
метла.


Главное в этом всем то, что идеология остается прежней. Нельзя
сказать, что идеи конфуцианства не менялись. Менялись времена, менялись и
идеи. Проходили проверку практикой. Впитывали даосизм и буддизм. Но
костяк оставался прежним. Конфуцианство воспроизводило само себя с
помощью хорошо продуманной системы создания «интеллигенции». И именно
эта интеллигенция управляла страной, и каждый раз при смене династий у
руля оказывалась новая школа конфуцианцев, которая загодя думала над
тем, почему в этот раз все так случилось и что надо предпринять новому
правителю в данных условиях.


Система трехступенчатых государственных экзаменов на должности
работала стабильно уже с 6-го века, хотя появилась намного раньше. Любой
налогоплательщик (все, кроме рабов) мог претендовать на должность при
условии сдачи экзаменов. Это весьма стимулировало стремление к
образованию во всех слоях общества, так как это был фактически
единственный путь преуспеть. Даже если смышленый мальчик рождался в
бедной семье, часто на его образование собирала деньги вся деревня – это
считалось хорошей инвестицией, так как в случае успеха он мог принести
много пользы своему роду.


Программа экзаменов была едина, и включала в себя труды конфуцианцев
по устройству государства и его управлению, философии, этике, истории, а
также стихи. Такое стимулирование образования приводило к широкому и
главное осмысленному распространению идей учения, образованию школ.
Система экзаменов напоминала ЕГЭ – комиссия по приему обязательно
приезжала из другой отдаленной местности, письменные экзамены
проводились в отдельных кабинках и подписывались кодом, а не именем.
Устные экзамены предполагали творческие решения определенных
предлагаемых экзаменаторами ситуаций, умение вести дискуссию и сочинять
стихи.


Существовали ранги чиновников – до 20 степеней и три уровня
экзаменов. Каждый уровень регламентировал максимум, чего может достичь
его владелец по службе. Продвижение дальше происходило в зависимости от
заслуг и при наличии рекомендаций от чиновников более высокого ранга.
Причем существовала система поруки – если твой протеже не справлялся, то
наказывали (понижали, увольняли или казнили) одновременно и поручителя.


Чиновник всегда отправлялся в другие регионы, не там, откуда он
родом. Обязательной была и ротация – каждые три года смена места. Это и
снижало коррупцию, и способствовало обмену опытом, и объединяло страну –
общий язык и письменность были просто необходимы всему чиновничьему
классу.


Таким образом формировалась элита нации, которая осуществляла управления страной.


**

Теперь пару слов о России. Фактически СССР был копией классической
китайской империи, что, думаю, видно из описанного выше. Правы,
наверное, те, кто говорят, что Россия стоит на стыке западного и
восточного мировоззрения. Капитализм умер, не успев толком родиться,
затем на смену пришло государство восточного типа, но и оно долго не
продержалось, снова свалившись в сторону капитализма, и все это проходит
весьма неустойчиво и специфично.


Исламские страны тоже, как я писал выше, находятся на таком стыке,
пытаясь соединить рационализм и коллективизм Востока, и эмоциональность и
эгоизм Запада. Но мне кажется это направление тупиковым – слишком в
радикальных формах этот синтез производится.


**

Еще пару выводов навскидку.


В целом сейчас преимущество у Запада – и территориальное, и
экономическое. Но это преимущество уже на сегодня – нереализуемое. Запад
не может без Китая, он его крепко прихватил за яйца. В идеале нужен
баланс. Правого и левого, коллективного и индивидуального, духовного и
материального. На данном этапе важно, чтобы Китай не проиграл – иначе
баланс на планете жестко нарушится. Ему ни в коем случае не надо
принимать западную модель, вестись на провокации с правами человека,
демократией, не подпускать на пушечный выстрел к себе христианство и
ислам, сохранить иероглифическую письменность. Он должен оставаться
империей, хоть и называется сейчас республикой. В этом ему, наверное,
должна помочь Россия.


Ну а потом уже настанет черед самой России, и возможно она родит нечто новое, что сможет объединить Восток и Запад.

Tags: black swan, bondage, china, east, ideology, intellectuals, intelligence, liberty, lozovsky, officials, religion, russia, solaris, west
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments