Alex Yu. Pyt'yev (pytyev) wrote,
Alex Yu. Pyt'yev
pytyev

Феномен Поднебесной. Идеология и религия

Феномен Поднебесной. Идеология и религия

Попытавшись описать тему, столкнулся с таким огромным количеством
ответвлений, примеров и выводов, что первое время это парализовало мои
писательские способности. Немного переварив и упросив, пропустив
множество подробностей и фактов, родил следующий текст. Боюсь даже, что
упростил слишком и мои выводы не будут понятны. Может в комментариях
затем расширю. Совсем мало уделил внимание религиям. Может быть позже.

[Spoiler (click to open)]

Итак:


***

Вторым фактором, которым можно было бы объяснить феномен
государственности Китая, является идеология. Государство Китая -
единственное государство, имеющее идеологию – т.е. систему ценностей,
целей и путей их достижения. И эта идеология просуществовала более 2000
лет. Попытки создавать идеологию были и у государств Запада – Вольтеры
разные, Ленины. Но из этого в целом пока ничего не получилось. Страны
западной цивилизации остаются индивидуалистическими и хаотическими.
Можно сказать, что ни у одной страны не было государственной системы
ценностей, кроме Китая.


Если идеологию Китая в целом можно определить как «всем должно быть
хорошо, но не очень хорошо», то идеологию Запада – «всем должно быть
хорошо». Но так как люди разные, кто-то умнее, хитрее, сильнее, то
хорошо всем не получается. В результате хорошо только небольшому
количеству граждан за счет остальных, которые не могут урвать свой кусок
общего пирога, и живут лишь за счет того, что упадет со стола.
Идеологией это назвать нельзя – это лишь право сильного, поэтому я и
утверждаю, что Запад идеологии не имеет. Его философия – пока лишь удел
самих философов.


Дело в том, что примат цивилизации Запада – это частная
собственность. Так повелось со времен античности, Древней Греции.
Система демократии, возникшая тогда, служила именно защите частной
собственности – священного права частной собственности. Богом стала
именно жадность. Бог Запада – деньги. И сейчас демократия – это система
ее защиты. По факту – у кого больше этой самой собственности, у того и
больше прав, и у того эта собственность более защищена.


Цивилизации Востока пошли иным путем. Примат цивилизации Востока –
государство. Фактически все государства Востока пошли этим путем –
Индия, Китай, Шумеры, Вавилон, Персия, Средняя Азия. Единственным
собственником всего становилось государство во главе с деспотом,
сатрапом, императором, а частная собственность всегда была размыта,
неустойчива и временна. Там не было богатых людей, не связанных с
государством – правителей и их семей и чиновников. И как только человек
терял власть, он терял все. Если ты разбогател не во власти, то рано или
поздно у тебя все отберут. Способов было много – от откупа до прямой
экспроприации. Если разбогател во власти – тем более отберут. При этом,
скорее всего, и убьют. Государство считало частную собственность своим
врагом и причиной ослабления государства.


**

Собственно разница между Востоком и Западом - это эмоциональность и
рациональность. Рациональность Востока и эмоциональность Запада.
Ущемление свободы личности ради блага всего общества на Востоке и
ущемление свободы общества ради отдельной личности. Личная свобода и
личная инициатива Запада и муравейник Востока.


Поэтому так отличны религии Востока и Запада. Монотеизм Запада -
фанатизм, безоговорочная вера, экстремизм, религиозные войны, расколы,
инквизиции, жесткая экспансия. Бог един – как проекция основного
императива западной формы мышления – Я это всё. Христианство и ислам –
это религии эмоций. Тут важна вера, критика не приветствуется.


И «безбожные», весьма мирные, религии Востока, в которых понятие Бог
практически отсутствует. Есть некий безличный Абсолют, но он совершенно
не вмешивается в дела людей. Это как среда обитания, не более. Счастье и
цель человека в понимании сути вещей и осознании себя. Бога нет и
задача людей самим обустроить свой мир. Сам человек ничто – главное это
семья, род, клан, и государство как большая семья (основополагающий
принцип конфуцианства). Отсюда легкость, с которой приносятся в жертву
отдельные люди ради стабильности государства (описанный Нест случай на
Даманском, например). Буддизм, даосизм – религии интеллекта. Не надо
верить, надо исследовать, понимать и проверять.


Люди Запада выглядят рациональными, и устоявшийся трафарет именно
такой. Но это по большей части ширма. Люди западной цивилизации имеют
непомерное эго, и это не дает им быть рациональными. Их действия
диктуются личной выгодой, жадностью, стремлением к комфорту и
стабильности. И эти действия, хоть и имеют вид рациональности в методах
просчитывания и достижения личной выгоды, будь то в бизнесе или личных
отношениях, тем не менее, они именно эмоциональны – они никогда не
могут остановиться и насытиться. Безудержное накопление, потребление,
роскошь, эмоциональное наслаждение. Вместе с тем именно благодаря этому
произошел революционный технологический прорыв, реально улучшились
условия жизни, появились новые возможности. Правда, этим же поставлена
под угрозу жизнь на планете, ухудшается экология, здоровье, что
заставляет задуматься о цене таких достижений. И подтверждает тезис об
эмоциональности западной цивилизации – вначале делаем, потом думаем. И
никогда не можем насытиться.


Люди Востока более рациональны и более коллективны. Они легко
встраиваются в жесткую иерархию благодаря преданности роду. В противовес
западному типу коллективность лишает их личной инициативы, стремления
изобретать и исследовать, но повышает исполнительность и трудолюбие. Они
представляю собой силу не каждый в отдельности, а общностью. Поэтому,
наверное, китайцы и другие восточные страны так хорошо копируют и так
мало изобретают.


Вообще, люди эгоистичны и жадны везде. Только на Западе это возведено
в ранг главной идеи, это господствующее мировоззрение, которое стало
практически идеологией общества, хоть и не декларируемой, но впитываемой
с рождения, тогда как на Востоке оно сдерживается системой морали,
этики, чести, возведенной в ранг государственной идеологии. Или
сдерживалось.


На сегодня говоря о Востоке, следует понимать именно Китай. Все остальные – в той или иной мере уже прозападны.


Только у Китая была идеология устройства и управления государством,
доказавшая свою действенность на протяжении двух тысячелетий. Восток,
где господствует ислам – религия западного склада ума, уже не совсем то.
Хоть государственное устройство этих стран все равно строится по типу
«деспотий», где государство - главная сила, идеология ислама в области
государственного строительства и общественных отношений слишком
радикальна из-за преобладания эмоциональной сферы. Страны ислама – это
нечто среднее между Востоком и Западом, причем взявшее не самое лучшее и
там и там. Россия – тоже нечто среднее, но об этом чуть позже.


**

Читая историю Китая, невольно восхищаешься идеями, заложенными в его
устройство, и людьми, сумевшими сформулировать эти принципы, и воплотить
их в жизнь.


Идеология конфуцианства хоть и рисует моральные, этические ориентиры,
признает, что в целом население следовать им не будет. Этому будут
стараться следовать лишь некоторые, и то в разной степени. Люди
эгоистичны, жадны и слабы. Благодетели надо стимулировать, пороки
исправлять и наказывать, но они были, есть и будут и их надо
использовать и учитывать при планировании и управлении. Кризисы –
рассматриваются как закономерные этапы развития. Даже распады империи –
не трагедия, а лишь этап. Китайская империя не раз распадалась, но
всегда соединялась снова.


Все это возможно поддерживать в контролируемом состоянии при наличии
одного идеологического центра. Крупный частный собственник в этом деле –
враг. Никто не должен становиться достаточно богатым, чтобы
конкурировать с государством.


Если все несколько упростить, то картина на протяжении истории Китая складывалась следующая.


На каком-то этапе в стране все начинает идти наперекосяк. Налоги
падают, растет коррупция, народ нищает, некоторое количество самых ушлых
богатеет, скупает землю, прихватывает промыслы. Возникает недовольство,
восстания, заговоры, активизируются внешние враги. В какой-то момент
правящая династия свергается. На смену ей приходит новая. Право народа
на смену власти – один из принципов конфуцианства. Как только правитель
теряет свои благодетели, он должен быть смещен. Образовалось даже такое
понятие – «мандат Неба». Небо дает право императору и его потомкам
править до тех пор, пока они пекутся о благосостоянии народа. Как только
это прекращается – любой может претендовать на мандат.

История Китая – история смены династий. Причем пару раз основателями
династий становились простые крестьяне, которые в силу своих личных
качеств смогли возглавить народное движение и «получить мандат».


Основатель новой династии производит реформы по принципам
конфуцианства. Земля перераспределяется, у прежних крупных владельцев
изымается, и все это раздается крестьянам. Все строго по спискам, в
зависимости от количества членов семьи. Определяется налог с земли – в
целом весьма не обременительный. В самых тяжелых случаях это была
десятина, а так доходило и до одной тридцатой. Все стратегические
промыслы, в первую очередь ископаемые (руда, соль например) переходят
государству. Крупные частные собственники откупаются от новой власти –
причем так, что крупными перестают быть. Часть земли тоже остается у
государства – его возделывают крестьяне на вполне приемлемых условиях,
заключенные или военнопленные (рабы). Все родственные и наследственные
связи, привязанные к прежней династии, в чиновничьем аппарате
разрушаются. Наступает период экономического роста.


За пару столетий новые чиновники и родственники, когда раньше, когда
позже, используя свое положение, начинают богатеть, земли начинают
концентрироваться у ограниченного количества людей, появляются новые
виды ремесел и промыслов, которые тоже начинают концентрироваться.
Жадность начинает процветать, одни богатеют, другие беднеют, система
управления государством начинает давать сбои из-за коррупции и
обрастания жиром чиновников. Они все больше занимаются делами своего
бизнеса, а не государства, начинают принимать решения больше отвечающие
интересам их и их родственников, а не страны. Дальше наступает момент,
когда все описанное выше начинается по новой – новая династия, новая
метла.


Главное в этом всем то, что идеология остается прежней. Нельзя
сказать, что идеи конфуцианства не менялись. Менялись времена, менялись и
идеи. Проходили проверку практикой. Впитывали даосизм и буддизм. Но
костяк оставался прежним. Конфуцианство воспроизводило само себя с
помощью хорошо продуманной системы создания «интеллигенции». И именно
эта интеллигенция управляла страной, и каждый раз при смене династий у
руля оказывалась новая школа конфуцианцев, которая загодя думала над
тем, почему в этот раз все так случилось и что надо предпринять новому
правителю в данных условиях.


Система трехступенчатых государственных экзаменов на должности
работала стабильно уже с 6-го века, хотя появилась намного раньше. Любой
налогоплательщик (все, кроме рабов) мог претендовать на должность при
условии сдачи экзаменов. Это весьма стимулировало стремление к
образованию во всех слоях общества, так как это был фактически
единственный путь преуспеть. Даже если смышленый мальчик рождался в
бедной семье, часто на его образование собирала деньги вся деревня – это
считалось хорошей инвестицией, так как в случае успеха он мог принести
много пользы своему роду.


Программа экзаменов была едина, и включала в себя труды конфуцианцев
по устройству государства и его управлению, философии, этике, истории, а
также стихи. Такое стимулирование образования приводило к широкому и
главное осмысленному распространению идей учения, образованию школ.
Система экзаменов напоминала ЕГЭ – комиссия по приему обязательно
приезжала из другой отдаленной местности, письменные экзамены
проводились в отдельных кабинках и подписывались кодом, а не именем.
Устные экзамены предполагали творческие решения определенных
предлагаемых экзаменаторами ситуаций, умение вести дискуссию и сочинять
стихи.


Существовали ранги чиновников – до 20 степеней и три уровня
экзаменов. Каждый уровень регламентировал максимум, чего может достичь
его владелец по службе. Продвижение дальше происходило в зависимости от
заслуг и при наличии рекомендаций от чиновников более высокого ранга.
Причем существовала система поруки – если твой протеже не справлялся, то
наказывали (понижали, увольняли или казнили) одновременно и поручителя.


Чиновник всегда отправлялся в другие регионы, не там, откуда он
родом. Обязательной была и ротация – каждые три года смена места. Это и
снижало коррупцию, и способствовало обмену опытом, и объединяло страну –
общий язык и письменность были просто необходимы всему чиновничьему
классу.


Таким образом формировалась элита нации, которая осуществляла управления страной.


**

Теперь пару слов о России. Фактически СССР был копией классической
китайской империи, что, думаю, видно из описанного выше. Правы,
наверное, те, кто говорят, что Россия стоит на стыке западного и
восточного мировоззрения. Капитализм умер, не успев толком родиться,
затем на смену пришло государство восточного типа, но и оно долго не
продержалось, снова свалившись в сторону капитализма, и все это проходит
весьма неустойчиво и специфично.


Исламские страны тоже, как я писал выше, находятся на таком стыке,
пытаясь соединить рационализм и коллективизм Востока, и эмоциональность и
эгоизм Запада. Но мне кажется это направление тупиковым – слишком в
радикальных формах этот синтез производится.


**

Еще пару выводов навскидку.


В целом сейчас преимущество у Запада – и территориальное, и
экономическое. Но это преимущество уже на сегодня – нереализуемое. Запад
не может без Китая, он его крепко прихватил за яйца. В идеале нужен
баланс. Правого и левого, коллективного и индивидуального, духовного и
материального. На данном этапе важно, чтобы Китай не проиграл – иначе
баланс на планете жестко нарушится. Ему ни в коем случае не надо
принимать западную модель, вестись на провокации с правами человека,
демократией, не подпускать на пушечный выстрел к себе христианство и
ислам, сохранить иероглифическую письменность. Он должен оставаться
империей, хоть и называется сейчас республикой. В этом ему, наверное,
должна помочь Россия.


Ну а потом уже настанет черед самой России, и возможно она родит нечто новое, что сможет объединить Восток и Запад.

Tags: black swan, bondage, china, east, ideology, intellectuals, intelligence, liberty, lozovsky, officials, religion, russia, solaris, west
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments